От Эксперта Алёны Новак- Мои статьи и услуги!
Главная » От Эксперта » О Москве |
История улицы Большая Ордынка ЦАО Москва
Описание:Большая Ордынка проходит от Малого Москворецкого моста до Серпуховской площади. Издревле она была частью Заречья, района за Москвой-рекой. Time Out рассказывает, какой была улица в допетровские времена, почему купцы с большим интересом выкупали здесь земли и что стоит посмотреть на Ордынке сегодня. Большая Ордынка: от ордынцев до купцов В древности по Большой Ордынке проходила дорога из Золотой Орды в Кремль, которая также вела в посад — центр торговли в восточной части старой Москвы. На улице в те времена селились ордынцы. Кем они были: послами из Золотой Орды, выкупленными оттуда русскими пленниками или людьми, платившими Орде прямой налог — до сих пор непонятно. «С южной стороны по течению Москвы-реки дубовый город оканчивал свою межу над рвом или трубою XVII ст., против которых направлялась из Замоскворечья также некогда большая дорога Ордынская, превратившаяся в улицу Большую Ордынку. Эта дорога подходила к берегу реки прямо против низменной подольной части Кремля, где стоит церковь Константина и Елены и где существовало древнейшее торговое пристанище Москвы…» — писал москвовед И.Е. Забелин. Ордынская дорога входила в Заречье. Земли за Москвой-рекой стали заселяться еще до XIV века, хотя первые упоминания о этом в Симеоновской летописи появились только в 1365 году: Изгибы Москвы:Гуляем по Потаповскому переулку «В лето 6373 (1365) бысть пожар на Москве, загореся церковь Всех святых и оттого погоре весь город Москва и посад и кремль, и загородье, и заречье…». Поначалу Заречье было небольшим выселком у берега реки и оборонительным пунктом, защищавшим город от набегов с юга. На рубеже XIV-XV веков в Заречье появились княжеские луга и сады, стали строиться деревянные домики. Еще спустя столетие в Замоскворечье сложилась система торговых магистралей и ремесленных слобод. В Стрелецкой слободе поселились стрельцы, в Овчинной-овчинники, которые доставляли шерсть к царскому двору, а Садовых слободах жили садовники Государева сада, в Новой Кузнецкой-кузнецы. Толмачевскую слободу заняли толмачи-устные переводчики, нынешнюю Кадашевскую набережную-ткачи. На Ордынке поселились стрельцы полка Пыжова. Как правило, между слободами были рощи или поля, а в центре нее стояла церковь. Так, в Кадашевской слободе построили церковь Воскресения в Кадашах, в Казачьей — церковь Успения, в Толмачевской — храм Николы в Толмачах. Дворы в слободах, по словам историка П. Сытина, были «небольшие, узкие по улице и несколько длиннее вглубь, почему кварталы были изрезаны множеством переулков. Избы деревянные, большей частью курные; стояли они по улице рядами и занимали по ней небольшой участок. За избой — сарай или амбар, а за ним обязательно огород». В конце XVII века после Стрелецкого бунта полки распустили, бунтовщиков казнили или расформировали по действующим частям, а слобода перерастала существовать. Зачетные памятники. «Места силы» студентов в Москве С переносом столицы в Санкт-Петербург начали беднеть и ремесленные слободы — тогда купцы начали активно скупать земли «за рекой», в том числе на Большой Ордынке. На протяжении XVIII-XIX веков в Замоскворечье складывался неспешный и патриархальный уклад жизни в противовес дворянской Москве по другую сторону реки. |
Всего комментариев: 0 | |