Досуг в Москве
Главная » Досуг в Москве » МКЛ » м.Павелецкая |
Музей им.А.А.Бахрушина ЦАО Москва
Метро:Павелецкая
Описание:Старинная замоскворецкая улица, изначально называвшаяся Лужнецкой, с 1959 года носит имя своего самого знаменитого жителя купца, мецената и благотворителя А.А. Бахрушина. Его дом, привлекающий внимание своей незаурядной архитектурой, находится на пересечении с Садовым кольцом, и многие годы является местом, привлекающим любителей русского театра.
Изначально купеческий род Бахрушиных проживал в Зарайске, занимаясь суконным и кожевенным производством, а также «прасольством» — скупкой скота и его перегоном в крупные города. В 1821 году глава рода, Алексей Федорович, переехал со всей семьей в Москву, где они осели в Кожевниках. Здесь старший Бахрушин создал свое перчаточное производство, со временем превратившееся в крупный сафьяново-кожевенный завод, оборудованный по последнему слову техники.
После смерти Алексея Федоровича в 1848 году его дело продолжили сыновья — Петр, Александр и Василий. Именно они сделали семейное производство знаменитым не только в России, но и за рубежом, а сами стали одной из богатейших купеческих фамилий в стране. Вскоре они получили еще славу «профессиональных благотворителей» — ни один другой купеческий род не пожертвовал столько средств на помощь неимущим и не построил такое количество больниц, богаделен и приютов.
Третье московское поколение Бахрушиных к славе своей династии добавили репутацию меценатов и коллекционеров. Так, Алексей Петрович стал знаменит как библиограф, собиратель фарфора, картин и документов по истории Москвы, его перу принадлежит книга о московских коллекционерах «Кто что собирает: из записной книжки». Его двоюродный брат, Владимир Александрович, был знаменитым фотолюбителем и почетным членом Московского художественно-фотографического общества. Его родной брат, Сергей Александрович, собирал гравюры, табакерки и картины — среди последних было немало полотен М.А. Врубеля. Но наибольшую известность в деле коллекционирования приобрел Алексей Александрович Бахрушин — основатель театрального музея. Свою нишу он нашел не сразу: сначала собирал предметы искусства Японии и Китая, потом занялся тематикой, связанной с Наполеоном. Стартом для нового увлечения Алексея Александровича стал спор с купцом Купреяновым в 1890 году: кто из них за год сможет собрать больше предметов, имеющих отношение к истории русского театра. Выиграв пари, Бахрушин продолжал заниматься этой темой до конца своих дней.
Объектами коллекционирования стали самые разные предметы, от личных вещей артистов до театральных афиш. В поисках новых приобретений Алексей Александрович еженедельно посещал Сухаревский рынок и крупнейшие антикварные лавки Москвы. В 1894 году Бахрушин впервые продемонстрировал свое собрание публике. Очень быстро старый дом на Кожевнической улице оказался тесен и Алексей Александрович приобрел участок в конце Лужнецкой улицы, на котором в 1896 году по проекту архитектора К.К.Гиппиуса был построен новый особняк, первый этаж которого полностью оказался занят театральной коллекцией хозяина. Здание было выдержано в формах английской готики, эта же стилистика присутствует и в интерьерах. Фасады выполнены в красных тонах с белой отделкой деталей, стрельчатыми окнами, декоративными зубчатыми башенками и «теремковой» крышей над входным крыльцом. Дом быстро оказался одним из центров театральной Москвы: по субботам в гостях у Алексея Александровича собирались артисты, певцы, режиссеры, композиторы, писатели и другие деятели сцены.
Сам Бахрушин, создав уникальное собрание, хотел преподнести его Москве, но городские власти от такого подарка отказались. Алексею Александровичу помогло близкое знакомство с президентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук — великим князем Константином Константиновичем. 25 ноября 1913 года бахрушинская коллекция была передана в дар Академии наук, во главе созданного Театрального музея поставлено Правление музея, пожизненным председателем и почетным попечителем которого стал сам Алексей Александрович.
После Октябрьской революции Бахрушин признал власть большевиков, что позволило ему не только сохранить жизнь, но и остаться во главе своего музея. Он скончался в подмосковной усадьбе Горки в 1929 году и был похоронен на Ваганьковском кладбище. Здание Театрального музея в 1937–1938 годах было расширено и надстроено по проекту архитектора И.Е. Бондаренко, однако в целом сохранило исторический облик фасадов. Несколько соседних зданий постройки XIX века по улице Бахрушина также переданы музею, поскольку его фонды продолжают пополняться и в наши дни.
Перестройка и реставрация
В 2018 году завершилась реставрация фасадов главного здания Государственного центрального театрального дома-музея имени А.А. Бахрушина. Работы по обновлению фасадов здания проходили в течение двух лет под контролем специалистов Департамента. Реставрация проходила в несколько этапов. Сначала специалисты привели в порядок фасады здания со стороны Земляного Вала и улицы Бахрушина, затем дворовые фасады. Во время ремонта стены и элементы оформления здания очистили от грязи, старой краски и штукатурки. Кирпичную кладку фасада особняка укрепили специальным раствором, убрали трещины и отреставрировали швы. Был воссоздан оригинальный штукатурный слой на стенах и восполнен утраченный лепной декор. Первозданный вид вернули дубовым дверям, окнам, оконным решеткам на цокольном этаже, а также металлическим козырькам и водосточным трубам.
Стартом для нового увлечения стал спор с купцом Купреяновым: кто из них за год сможет собрать больше предметов, имеющих отношение к истории русского театра.
Объект культурного наследия федерального значения
Архитектурный стиль:Эклектика
Эпоха:19 век
Адрес:ул.Бахрушина д.31/12, стр.1
Метро:Павелецкая
| |
Добавил: cererra | | | |
Просмотров: 358 |
Всего комментариев: 0 |